Электроника 060

Или старая швейная машинка Зингер.

Началась эта история с того, что младший проявил интерес к винилу. В своей обычной вяло неопределённой манере и походя, через маман. Триггером, по всей вероятности, стала либо история подарка одной нашей сотруднице, либо лицезрение им винилокрута в гостях у его пафосно-напыщенной стеснительной подружки.

Ну раз уж речь зашла о приобретении звукоизвлекающего девайса, то направление размышлений было приблизительно следующее. Конечно же на полках и интернет-площадках вертушек, как говорил незабвенный Матроскин, “просто завались”. Но что же выбрать для молодца, никогда в жизни не державшего пластиковый блин с нарезанными дорожками в руках?

Ясно, что так любимые “пуристами-виниловодами” полностью лишённые всякой автоматизации и механизации девайсы не подходят. Эти самые “ярые” любят поразглагольствоать на всех углах, что любое усложнение, ака появление сервисной функции, обязательно ухудшит звук. На эту тему буде попозже, в разделе разбора конструкции.

Соответственно область поиска ограничилась автоматическими и полуавтоматическими девайсами. Следующим параметром для фильтрации “рыночного базара” стал привод диска. Здесь “винило-пуристы” начнут бросаться фекалиями, но тема с пассиковым приводом была отвергнута. В первую очередь по причине непригодности для начинающего, а во-вторых из-за паршивой надёжности.

В смысле малой живучести пассиков. Чадо что-то поменять, по выходу этого из сторя, в принципе неспособно. Мне было очевидно, что через год-два, когда эта резинка растянется, звук поплывёт и кто-нибудь, особенно, не дай божЕ его барышня, его в паршивом звуке упрекнёт, то девайс будет отставлен в дальний угол, а он будет тихо страдать, не признаваясь в горечи понесённой утраты.

Мы ещё поговорим об адекватности религиозной веры любителей пассиков, но фактическое состояние “рынка” оказалось таким, что аппаратов, сочетающих в себе автоматику с прямым приводом оказалось “кот наплакал”. Собственно выбор рисовался между диджейскими, с однозначно убогим звуком, аппаратами с ценником в районе 100К и АГРЕГАТАМИ! начинающимимя с Thorens TD-124DD. Посмотрите сами, почём овёс.

В домашнем хозяйстве на тот момент трудился (до)исторический Bang & Olufsen 9500, да, самый красивый в истории винилостроения тангенциал, но с пассиком, что безальтернативно. Хотя, следует отметить, что у Олуфсена, заточенного под состоятельную и ленивую публику, негативные “верёвочные” последствия сведены к минимуму. Поскольку датское чудо индустриального дизайна служило больше для интерьера и лени, извлечению какого-никакого звука с винила служил Thorens TD 403DD. Агрегат полностью “ручной” и по этой причине непригодный для “передать по эстафете”.

Мысль подыскать отпрыску тангенциал меня посещала, но оказалась нереализуемой. При том, что вертушки с тангенциальным тонармом должны звучать лучше тех, что с кочергой, а их автоматика звуку по определению мешать не должна, современная индустрия выпуск этого класса техники злобно прекратила. Из раритетов, отметая B&O, которые представляют собой отдельную засаду, внимание привлекли Revoх-ы серии 79x. Не вдаваясь в подробности и особенности этих уникальных аппаратов, от мысли их поискать оттолкнуло то, что современную молодёжь их appearance может просто перепугать.

В общем, уткнувшись в бесперспективность поисков по заданным критериям, всплыла мысль обратиться к истории советского винилостроения. Тем более что именно прямоприводных вертушек в Союзе выпускать не стеснялись. Копание в своих и чужих воспоминаниях натолкнуло на такой агрегат, как Электроника ЭП-060. Уникальный, кстати, на фоне всего отечественного и мирового опыта прямоприводного винилостроения.

Для понимания, на всех вертушках с прямым приводом мотор является отдельной от собственно диска деталью. То есть, по сути это такой же суб-диск, как и у пассиковых девайсов. У 060-й сам диск является ротором двигателя. А статор его располагается на шасси вертушки, прикрытый пластиковой крышечкой. По идее такая конструкция обеспечивает ещё более низкие значения детонации. Хотя практически у любого прямоприводника, что исторического, что современного, этот параметр настолько далеко опережает пассиковые устройства, что необходимости у конструкторов за него биться, нет никакой.

Другим привлекательной особенностью данного аппарата, что для начинающего, что для продвинутого пользователя, является полное отсутствие стробоскопа. Стабилизация скорости вращения полностью кварцевая. Конструкторы предусмотрели возможность (для извращенцев) сделать помедленее или побыстрее, но чисто электронным образом с индикатором, на сколько процентов скорость удвинул оператор.

Ну, и для успокоения совести, в качестве третьего блюда в меню выбора, с тонармом советские конструкторы сумели не накуролесить. Обычная S-кочерга со стандартным SME шеллом, дающим возможность избежать так любимого винило-мазохистами геморроя при смене головок. Купил новую голову прямо на держалке, настроил её один раз и затем переставляй на здоровье в поиске “лучшего” звука. То, что не всё оказалось так просто и радужно, выяснилось при вскрытии. Но об этом позже, по порядку.

Поиск по интернет барахолкам показал, что 060-я является довольно редким зверем. Что неудивительно, учитывая её объём выпуска. Современные легенды гласят, что выпускался сей аппарат на Московским НПО “Торий” и попозже Одесским заводом сопротивлений. Пикантность ситуации заключается в том, что в годы производства этой вертушки никакого “Тория” в Москве не существовало. А был глубоко засекреченный НИИ “Титан”, относящийся к МЭП (министерству электронной промышленности), занимавшися разработкой и выпуском того, что сейчас называется “оружием на новых физических принципах”.

Знаю. Родная мать отработала в головном предприятии того же министерства более 15 лет, постоянно по служебной надобности общалась, и без неё дружа с сотрудниками “Титана”. Да и мне довелось в студенческие годы там же потрудиться. В общем Электроника 060 - классический пример конверсии в оборонной промышленности СССР.

Никогда не верьте тому, что пишут на форумах. Прежде чем от пассивного поиска перейти к активному, я перечитал всё, что про этот агрегат было написано. В общем 95%, что традиционно для интернет-пейсателей, классический бред. Причём оголтелый народ, видимо пытаясь поднять собственную значимость, затыкает барона Фридриха фон Иеронима  глубоко за пояс.

Особенно меня покорил персонаж, объяснящий как снять с вертушки диск. Предлагал он отвинтить дно и разобрать нижний подшипник. Хотя этим ничего, кроме утраты опорного шарика, добиться в принципе нельзя. Диск, то есть ротор двигателя, насаживается на свою, закреплённую в подшипниках ось, на конической посадке. Которая имеет тенднцию, с течением времени, “прикипать”. Достаточно просто, без лишенго энтузиазма, потрясти.

Ещё один “перец”, жаловался на обилие ломучей пластмассы, которая вся в его вертушке уже много раз подряд “перечинена”. Вертушка эта у него видимо во влажных снах только имеется. Пластмассовые детали, даже совсем исторические, в возрасте 40 лет с плюсом, сами по себе не ломаются. А ломаются только те, что под нагрузками. В Электронике 060 таких деталей ровно одна - толкатель микролифта. Все остальные никаким, сколько нибудь существенным, механическим нагрузкам не подвергаются.

Ну, в общем, найден был на просторах интернет-барахолок внешне приличный экземпляр. Который, до момента передачи денег, там полного дня не провисел. Это я к тому, что если кто задумает повторить мой эксперимент, то клювом щёлкать не следует. Мало их. И “тогда” произвели чуть-чуть, и сейчас избавляются от них без охоты, Боюсь, что по расползанию этих заметок по сети, вообще перестанут.

В общем герой нашего романа с серийным номером 0281 года рождения 1986, сменил своего обладателя. Московский, у Одесских паспорта были другого оформления. Обращаю внимание на специфику оборонного предприятия, выпустившего этот прибор. Несмотря на требования стандартов, оформление документов было предельно лаконичных. Ничто не выдало секретного производителя. Ни названия, ни адреса…. Титан”, кстати, в то годы было название тоже полусекретное. Официально существовало только цифровое обозначение п/я.

Есть ещё одна забавная деталь. Сколько их вообще было изготовлено, никто не занет. А вот бланков паспортов напечатано было всего 500. При том, что в те годы вертушек в продаже было заметное количество, 350 рублей за аппарат было дороговато. Что нашло своё отражение в паспорте нашего. Два года на полке простоял. Мало кто в те годы был готов расстаться с тремя месячными окладами простого инженера.

Прибыл, в итоге, аппарат на место, где и был подвергнут проверке и тестированию. Инструментарий состоял из Ортофоноской тестовой пластинки, калибровочного диска с разметкой и поверхностью для антискейтинга и набора юного виниловода из весов, уровней и прочей полезной в настройке ерунды. Был, естественно задействован фонокорректор, простой, но на удивление прилично показавший себя даже с пафосным Торренсом и, куда же без двухканального осциллографа.

Беглый взгляд на техническое состояние “прошедшего полную профилактику и настроенного” проигрывателя выявил следующее:

  • автоматика автостопа функционирует, но как-то судорожно.
  • антискейтинг не работает вообще. То есть на тестовой пластике что он есть, что его нет, тонарм стоит на месте, будто его гвоздями приколотили. Ровно как тангенциал, у которого никакого скетинга по определению нет. Можно было бы предположить модную электро-магнитную систему, как в Эпосе-001, но на тонарме палка с грузиком присутствует.
  • то,что показал осцил на тестовых сигналах “скользящая частота”, даже представить себе было сложно. В общем, по мере роста частоты, сигнал перебирался из одного канала в другой. Понятно, что при таких особенностях, музыку на “этом” слушать лучше вообще не надо.

В итоге дитяте был куплен полностью автоматический японец (не поставлявшийся косоглазыми на экспорт по причине их жадности), о котором как-нибудь в другой раз, а продукт советской конверсии был отправлен на препарирование.

Собственно опускание звукоснимателя на шаблон показало, что звучать эта штуковина никогда не могла по определению. В силу простой ошибки конструктора. Длина тонарма и используемый “шелл” просто не позволяли игле звукоснимателя попасть в правильную точку.

Аналогичная история, описанная на множественных форумах с другим вертаком такого же знаменитого бренда как Электроника, только модели 017, выпускавшейся на Казанском вертолётном заводе, была вызвана тем, что его, то есть 017-й, сконструировали под головку звукоснимателя с не вполне стандартной геометрией. Поэтому попытки “вкрячить” туда что-нибудь другое, приводят либо к звуку, как у довоенной Ригонды, либо к экстремальному мазохизму.

Но здесь голова установлена та самая, штатная ГЗМ-043. Да, ушатанная в хлам, но размеры-то стандартные. Обратите внимание на то, что на всех встречающихся в сети фотографиях положение винтов крепления головки находится в самом дальнем от оси тонарма положении. То есть косит ещё больше.

Но, даже сдвинутая до предела “назад”, 043-я голова всё равно оказывается как миниумум на миллиметр дальше нужной точки. Поскольку невооружённым глазом было видно, что она ни для чего, кроме фотосессий, непригодна, приобретение новой головки стало неизбежным. В силу того, что уже возникли подозрения в конструкторской ошибке, да и излишне элегантный вид заводского держателя внушал мысль о возможной несовместимости с современными “вражескими” конструкциями, было решено покупать новую голову вместе с шеллом.

Сказано - сделано. Но косяк с геометрией подтвердился. Новая голова также недотягивала до заветной точки. В итоге был найден альтернативный “шелл” с существенно большим диапазоном крепления и человеческим весом, снимающим риски получить невозможность балансировки. В общем, отличились советские конструкторы, ухлопали даже теоретическую возможность получить мечту аудиофила. При том, что всё остальное было сделано более чем хорошо.

Маленькое отступление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Знакомясь с современной продукцией винилостроителей, невооружённым глазом видно, что все усилия конструкторов направлены на то, чтобы продать потребителю изделие, вызывающее чувство неполноценности. То есть стимулировать его на непрерывный “апдейт”. При том, что ресурс каждой отдельной части старательно минимизирован.

Всё устроено таким образом, что желающий “войти в тему” каким-нибудь бюджетным образом, обязательно столкнётся с тем, что через пару улет, как раз когда он уже обрастёт пластинками и сформирует у себя привычку слушать музыку в аналоге и с удовольствием, его аппарат либо начнёт стремительно деградировать, либо просто сломается.

Точек этого запрограммированного старения множество. От уже не раз добрым словом упомянутых пассиков до сильно ограниченного ресурса иголок, которые либо надо сразу покупать “в запас”, либо готовиться к регулярной замене “картриджей”. Столы вертушек изготавливают из “виброзащищённого МДФ”, точно такого же, что и рабочая поверхность у бюджетных кухонь, начинающих “хрустеть” где-то на пятом году жизни. Подшипники - из каких-то чудес порошковых технологий, с ресурсом года в три. Да ещё и множество различных “подгонов” по мелочи.

Если Вы думаете, что это удел бюджетной техники, то оставьте эти иллюзии. У вертушек, стоимость которых измеряется в автомобилях, другие методы, но цель та же. Тянуть из “подсевшего” деньги до последнего, постоянно подсовывая новые “апдейты” для его инвестиции, которые существенно улучшат звук. О чём в гипервосторженных тонах пишут специализированные “ломы”.

Возвращаясь с нашей истории. С корректным расположением звукоснимателя разобрались. Дефект исправимый, хотя и врождённый. Следующая история приключилась при попытке отрегулировать диапазон высоты работы микролифта. То, в каком состоянии аппарат достался, вызывало проблему с короблёными (даже чуть-чуть ) пластинками. Лифт автостопа поднимал тонарм недостаточно высоко и, при возвратном движении “на парковку”, головка могла чиркнуть всё ещё врашающуюся пластинку.

Поскольку идеально ровных пластинок в природе не бывает, это по определнию должно регулироваться. Для чего в оси микролифта любезно предусмотрели винтик. Но, при попытке его покрутить, что-то внутри тихо хрустнуло и ручной привод микролифта приказал долго жить. Автоматическая же часть продолжила функционировать.

С одной стороны, без “ручки”, которая нужна только для первоначальной установки иглы на пластинку, можно жить. Но с другой стороны выдался удачный повод для вскрытия. Удаление всего узла тонарма показало, что развалилась как раз та самая единственная пластиковая фитюлина, которая работает под нагрузкой.

Конструкторы этого девайса решили проблему сочетания ручного и автоматизированного воздействия на микролифт вполне оригинальным способом. Вместо того, чтобы изгаляться в духе японских товарищей, они просто организовали толкание палки микролифта в двух местах. В одном это делает пластиковый сухарик, приводимый ручкой, а в другом его подпихивает рычажок автостопа. Всё было бы здорово, но если потянуть ручку микролифта вверх при “запертом” в транспортировочном положении тонарме, пластиковый “сухарик” сложной формы оказывается сильно нагруженным. В итоге он и рассыпается в крошки.

Что, по прошествии десятилетий, малости объёма производства и полном отсуствии на рынке запчастей превращается в проблему. В первую очередь потому, что как угадать форму того, что разделилось на множество мелких пластиковых осколков? Попытки клеить фрагменты Кощеева яйца с моделированием утраченных фрагментов с помощью УФ отверждаемого полимера заняли время, но были признаны бессмысленными. По итогам упражнений последством микрофрезерного станка и скальпеля нужная деталька была изготовлена из куска фторопласта. Что убило ещё зайца, ответственного за трение. Фторопласт всё-таки материал!

Следующий головняк оказался посвящён поискам антискейтинга. Всё-таки теория говорит, что без него нельзя. То есть можно, но на нормальный звук не расчитывай. Вскрытие тонарма показало, что спрятался искомый в шарикоподшинки вертикальной оси. То, что туда 40+ лет назад попало в виде смазки, будучи дополненным бытовой пылью, из стадии смазки перешло в разряд ПМС. В общем, Бардаль рулит. Всё промылось и смазалось даже без полной разборки. Результат на видео.

Палец поднимает механизм компенсатора и тонарм без малейшей задержки бежит к центру. Восстановленный контакт механизма сразу восстанавливает равновесие. Здесь хотелось бы пропеть осанну советскому инженеру. Обычно этот компенсатор выполняют в виде грузика на лесочке, которая тянет тонарм назад от центра.

Проблема скатывающей силы, которую нужно компенсировать, заключается в том, что она пропорциональна линейной скорости иглы, которая уменьшается от края пластинки к её центру. А компенсатор традиционной конструкции создаёт по сути постоянное усилие. Которое в начале пластинки оказывается недостаточным, а в конце избыточным. Удивительно, но непониманием этой нелинейности страдают даже самые пафосные производители. На фото пример реализации этого узла у только что появившейся вертушке от MF за 9 тысяч фунтов.

Изменение одного угла приложения усилия проблему не решает, необходимая функция сложнее одного синуса. Ну так вот, безымянный советский инженер решил задачку с двумя синусами: точки и углы установки примитивно выглядящего механизма компенсации создают точно необходимое усилие, меняющееся при повороте тонарма вокруг вертикальной оси наиболее правильным образом.

На самом деле показанный на видео эффект был достигнут не только простой чисткой со смазкой. Существенную часть приведения кинематики процесса в надлежащее состояние обеспечила одна модернизация. Которая будет описана ближе к концу истории.

На сём с тонармом пока закончили. Резюме такое: эта штуковина прослужит неопределённый срок. Нигде и ни на чём не экономили. Причём даже загрязнение подшипников было вызвано скорее хранением на какой-нибудь помойке. Сверху всё закрыто, грязь может попадать только изнутри. Процедура помыть-смазать раз в пятилетку занимает минут десять.

Осталась задачка уровня апгрейда. Внешний вид конструкции всего узла тонарма наводит на мысль, что его изначально проектировали как виброизолированный от остального мира. Однако он насмерть прикручивается тремя винтами к несущей плите. Которая так же наглухо прикручена к корпусу, хотя их вроде тоже можно было механически отвязать. В общем здесь есть о чём подумать. Тем более что современные вертушки с виброизолированным узлом тонарма в деньгах начинаются где-то от 300К.

Теперь о профилактике и её последствиях, Вообще говоря, когда заявляется, что с агрегатом что-то делали, подразумевается, что его хотя бы частичо разбирали. В нашем случае, первое что видит снимающий диск человек, это смещённую в сторону ось двигателя. Картинка на фото.

Пикантность ситуации заключается в том, что ось двигателя закреплена на несущей плите, то есть диск, ака ротор, привязан к этой самой плите, а статор двигателя распределён по алюминиевому кольцу, которое, в свою очередь, почему-то закреплено не на плите, а на декоративном корпусе. И к нему же крепится тот самый чёрный пластиковый пыльник, что виден на фотографии.

Поскольку есть смещение оси статора относительно ротора, очевидно, что вращение имеет полное право быть неравномерным. Понятно, что кварцевая стабилизация рулит, но лишние токи через управляющие транзисторы всегда лишние. Не увидеть не соосность отверстий может только безнадёжно слепой. А не понимать последствия - только деревенский тракторист.

Забавно то, что проявляется эта проблема только в том, что вращающися диск иногда начинал скрестить о пыльник. Явно предпринимались попытки это поскрёбывание устранить, но явно негодными методами. В итоге пару винтов крепления пыльника пришлось заменить. А соосность восстанавливается с помощью винтов крепления статора к корпусу. Которые завод-производитель не даром контрил чёрным цапон-лаком. Следы чего не заметить тоже было невозможно.

Если говорить о профилактике возрастных электронных девайсов, то их основная проблема называется “электролитический конденсатор”, он же просто “электролит”. Эти изделия электронной промышленности по определению имеют ограниченный срок службы и обременены длинным списком недостатков, но альтернативы им до сих пор нет, а существующие варианты ограниченного диапазона применения уж больно дороги.

У советской бытовой электроники был дополнительный бич. Назывался он Ереванские электролиты. Произведённые в столице дружеской республики детали были настолько жуткого качества, что в оборонную электронику через военную приёмку они вообще не попадали. Зато во всём объёме доставались бытовым изделиям. Злые языки говорили, что армяне вместо электролита свой коньяк заливали.

По этой причине ни одно “возрастное” изделие без замены этих конденсаторов не обходится. Другое дело что практикуются два разных подхода. Один - заменить всё подряд не глядя. Второй - замена только “сухостоя”. То есть только высохших и/или вытекших элементов. Метод более интеллектуальный, помимо всего требующий использование такого прибора как RLC измеритель.

Что было по факту. Первый взгляд на платы показал, что электролиты заменили. На самых дешёвых китайцев, но такое бывает, тем более что аппарат готовили на продажу. Чуть более внимательный взгляд показал, что заменили не всё. Неужели профилактор мерил, подумал я. Да ну, нафиг. По лицу продавца, его повадкам и увиденному вокруг в его квартире, быть такого не могло. В общем в ход пошёл Mastech. Из пяти “забытых” кондёров пара была вообще в ажуре, пара уже выскочила из допусков, но не фатально. А вот один оказался в выдающемся состоянии. Вместо 5 мкФ прибор намерил только 1,2. Да и esr у него от возраста стал такой, что не поймёшь это ещё конденсатор или уже диод.

Лишним будет писать, что заменилось всё? Кстати, следует ещё раз помянуть недобрым словом интернет-писателей. Элементная база и исполнение печатных плат выполнены как раз в лучших традициях советской оборонки. Всё сохраняет работоспособность даже при ядерном взрыве. Компоненты с вп-шным ромбиком, платы залиты лаком. Всё, что у кого когда либо ломалось, скорее всего было результатом непрофессионального вмешательства или невнимательности ОТК, который, чего уже греха таить, на оборонных “ящиках” игнорил бытовую продукцию.

Продавец этого прибора в объявлении отдельно упомянул “кабели Sony”. Эта история требует пояснения. В советское время был принят европейский стандарт на аудио соединители. Все кабели были так называемые DIN 5. А проникавшая из-за заневески к нам аппаратура из Японии или США вся была оснащена привычными нам сейчас RCA разъёмами. А из любого советского аппарата либо торчал кабель с толстым пятиштырьковым разъёмом, либо его украшал такой же разъём, только “мама”.

В общем у всех советских (и не только) аппартов имеет место несовместимость с современной аппаратурой. Хотя, по крайней мере для виниловых вертушек без встроенного фонокорректора, именно DIN 5 является более правильным вариантом. Дело всё в том, что амплитуда сигнала, выходящего по сути непосредственно с головки звукоснимателя, настолько мала, что обычного экранирования акустического кабеля оказывается недостаточно.

Не буду описывать почему, просто приведу найденную на просторах интернета правильную схему обустройства исходящих из вертушки кабелей. Особое внимание надо обратить на точки соединения масс. Разделение экрана, массы и нулевого провода звукоснимателя является критичным. Именно поэтому уже ранее упомянутый Bang & Olufsen упорно на всех своих вертушках использовал именно ДИНовскую схему подсоединения.

Кстати, именно по этой причине на вертушках высокого класса сзади стоит специальный разъём под специальный кабель, который по сути повторяет схему соединений кабеля DIN 5. Можете между делом познакомиться на ценники специализированных кабелей.

В общем автор “профилактики” модернизировал Электронику, выкинув штатный советский кабель и припаяв на его место древний огрызок с разъёмами RCA и надписью SONY, не удосужившись даже протянуть отдельный “земляной” провод.

Tips from Boris. Если из вертушки, не имеющей встроенного фонокорректора, торчат RCA разъёмы, даже с отдельным “земляным” хвостом, есть очень простой способ определить, правильно ли там всё внутри. Достаточно “прозвонить” тестером три массы: земляной кабель и наружные контакты обоих rca разъёмов. Они не должны быть соединены друг с другом. Все массы и экраны объединяются только на входе фонокорректора.

Как уже стало очевино, исходящие хвосты тоже оказались переделаны. А вот теперь о самом интересном. После первой сборки, последовавшей за промывкой тонарма, и поиске компенсации скатывающей силы, проявился неожиданный эффект. Легко и сводободно вращавшийся тонарм вдруг, при движении по пластинке, стал как-то сопротивляться. И на ощупь там внутри явно что-то обо что-то тёрлось, сопротивляясь вращению вокруг вертикальной оси.

Прежде чем будет раскрыта причина, нужно сделать ещё одно отступление. Знаете, почему пуристы винило-маньяки всегда против автоматизации вертушек? В чём-то они правы. Любая прикрученная к тонарму штуковина увеличивает его момент инерции или, переходя на их птичий язык, его эффективную массу. Из-за этого для них даже балансировочные грузы начали делать другой формы и разборные.

Если посмотреть на механику автоматизации, особенно на всякие Техниксы или Пионеры, то там снизу тонарма столько моторчиков с шестерёнками наворочено, что вообще непонятно, он сам вращается или его всё таки по каким-то там датчикам двигателями крутят. Какая от этого “эффективная масса” тонарму прирастает, ни посчитать ни померить не удастся.

Советский же конструктор, на примере 060-й Электроники, проявил чудеса изобретательности. К оси тонарма снизу прикрутили маленькую карусельку, которая на его момент инерции существенного влияния оказать не может. Той же эффективной массы она максимум пару граммов привезёт. При этом она выполняет несколько функций. При окончании пластики, то есть приближению иглы к яблоку, одно из плеч карусельки толкает рычаг, который приводит в действие механизм автостопа.

Который до момента “толчка” просто болтается внутри, ничего не касаясь и на звук ну никак не влияя. От толчка одна махонькая шестерёнка входит в зацепление в с другой, которая крутится вместе с диском. Далее начинается кордебалет. Вращающися диск сначала, через тот же самый рычаг, поднимает микролифт, а потом добирается до того же плеча карусельки (у неё есть и прямо противоположное, в танцах не участвующее, зато балансирующее подвижную массу) и толкает через него тонарм до момента, пока он не вернётся в парковочное положение. Где окончание кинематической программы опускает вниз микролифт.

Вот и вся музыка, которая в процессе воспроизведения никоим образом ни на диск, ни на тонарм, ни на иглу звукоснимателя не воздействует никак. Можно было бы долго стоя аплодировать советскому инженерному гению, если бы он, в современных терминах,  не налажал. Ошибка заключилась в том что на эту же карусельку возложили функцию включения и выключения вращения двигателя.

Реализовав это в оборонной манере установкой микровыключателя. Огромного размера и с коромыслом. О которое всю активную часть мерлезонского балета трётся другое плечо карусельки забористой геометрии. Что тупо тормозит вращение тонарма. Все последствия надо описывать? Трындец антискейтингу именно эта трущаяся пара устраивает.

Самое печальное заключается в том, что избавиться от этой засады проблемы нет сейчас, да и не было в 80-е годы прошлого века. Микро-макро выключатель заменяется на оптопару с реле. Ну и трафарет. Учитывая наличие в вертушке большого количества TTL логики с пропорционально мощным блоком питания, потребляющая на уровне 70 милиампер от имеющихся 5 вольт схемотехника, состоящая из одной оптопары (была найдена в запасниках заготовленой много лет назад автоматизации игрушечной железной дороги), реле на 5 вольт и одного резистора, вписалась как родная. Для шаблона прекрасно подошла пластиковая скидочная карточка “Стереозоны”. Она чёрная с одной стороны.

Ну да, ещё кронштейн крепления оптопары из фторопласта выточить пришлось. Ну и провода, так как они идут от неподвижных точек к подвижной части, пришлось взять тоже фторопластовые. Они тоньше, а значит легче и гибче.

Напоследок. Забылся ещё один элемент “профилактирования”. Смазка. Любая, даже оборонного происхождения, стареет и теряет смазывающие свойства. Меняя при этом цвет. То есть, добравшись до смазываемого места, невооружённым глазом видно, что пора. Исключение мне известно только одно. Был в годы молодости этой вертушки авиационного происхождения ЦИАТИМ с каким-то засекреченным номером, который при рождении уже грязно коричневый. Все остальные в молодости светлые, в старости негроподобные. А вот что было оставлено “профилактором”.

Замена этого ужаса как-то само собой по тихому решило проблему дёрганого срабатывания автостопа. Что неудивительно. Кстати, другая жидкость, что в микролифтах, практически всегда тоже требует замены. Только вот не понятно какой там был ПМС - 200 или 300 тысяч? Хотя на звук это вообще не влияет.

Напоследок про пассики. Это исчадие зла, то есть экономии на всём, в своём развитии пришло к тому, что даже переключение на другую скорость вращения требует от обладателя дополнительных усилий. Так как копеечные приводные моторчики не умеют вращаться на разных скоростях, “пользователю” предлагается снять основной диск и переставить пассик на другую зону шкива.

Что это даёт? Массу бонусов продавцу пассиков. Которые растягиваются от прилагаемого к ним руками гуманоида всегда не пропорционального усилия. Отдельным бонусом пойдёт нанесение на пассик либо естественного животного сала с рук, либо всякой косметической гадости. Которая и проскальзывать даст больше возможности, и старение материала наверняка ускорит.

В общем, понятно, что прямой привод для винилокрута как-то получше будет. Особенно если технику покупать в расчёте не менять как ошпаренный каждую пару лет.

Итогом описанных упражнений стал аппарат, который звучит никак не хуже техники за 100К+, конечно же всё зависит от головки, больше денег потратил, иногда и может быть побольше звука получил. Который на порядок надёжнее любого современного, да ещё и может вызывать патриотическую гордость за советскую промышленность. Гостям про “исправления ошибок” можно не рассказывать.